Написать письмо главе МО

Память сердца

Безопасность в метрополитене

> Взаимодействие > Управление МЧС РФ по Санкт-Петербургу > Безопасность в метрополитене

В ночь с 12 на 13 августа 2014 г в Санкт-Петербурге прошли комплексные тактико-специальные учения по тушению условного пожара и ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на соединительной ветке станций метро «Садовая – Достоевская».
Ночные учения на объектах метрополитена – не новшество для петербургских спасателей. Подобные учения и тренировки проводятся в городе на Неве на регулярной основе. Однако недавняя трагедия в московском метро внесла определенные коррективы в сценарий запланированных учений. Решено было усложнить легенду, а также увеличить количество не только сил и средств пожарно-спасательных подразделений, но и служб жизнеобеспечения города, включая авиацию.
По легенде, в результате схода колесной тележки состав электропоезда метро сошел с рельс и врезался в разделительную стену тоннеля. При этом, оказались сильно деформированными два головных вагона, еще в одном вагоне возник пожар. Пассажиры уцелевших вагонов предприняли попытки самостоятельно покинуть тоннель метро. Однако это удалось не всем: заблокированными остались 30 человек. Люди, находящиеся в это время на платформе ст. «Садовая» эвакуировались на поверхность по эскалатору. Прибывшие к месту условной ЧС пожарно-спасательные подразделения ликвидировали возгорание в одном из вагонов аварийного поезда. В это же время производились работы по деблокированию оказавшихся внутри условно искореженных вагонов людей. Их роль была отведена статистам из числа курсантов Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России и учащихся Пожарно-спасательного колледжа Санкт-Петербурга. Условных пострадавших из тоннеля спасатели эвакуировали сначала на платформу ст. «Садовая», где был, развернут пункт оказания экстренной медицинской помощи. После этого, спасатели поднимали людей на поверхность, откуда бригады скорой помощи доставляли их в больницы Северной столицы. Наиболее тяжелых пострадавших эвакуировали прямо с Сенной площади вертолетом. Для большей реалистичности статистам был наложен профессиональный грим, имитирующий наиболее тяжелые ранения.
Все действия по тушению условного пожара и проведению аварийно-спасательных работ координировали штаб пожаротушения от МЧС и штаб аварийно-восстановительных работ от метрополитена. Всего в учениях приняли участие 32 единицы основной и специальной пожарно-спасательной техники и более 150 человек личного состава, 17 бригад скорой помощи, сотрудники полиции и представители других служб жизнеобеспечения.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ МЕТРОПОЛИТЕНОМ
На эскалаторе:
​ стойте справа, лицом по направлению движения, держитесь за поручень, проходите с левой стороны и не задерживайтесь при сходе с него;
​ запрещается сидеть на ступеньках эскалатора, бежать по ним, облокачиваться и класть вещи на поручни;
​ не стойте спиной по направлению движения (типичная ситуация для беседующих на эскалаторе), так как в случае внезапной остановки возможно падение спиной вперед;
​ малолетних детей держите за руку или на руках, не разрешайте им прислоняться к неподвижным частям эскалатора;
​ не пользуйтесь неработающим эскалатором, при его внезапном пуске возможно падение.
На платформе и в вагоне поезда:
​ стойте лицом к поезду, если много народу – не толкайтесь, не пытайтесь удержать закрывающуюся дверь, лучше пропустите поезд;
​ не заходите за ограничительную линию у края платформы и не подходите к вагону до полной остановки поезда, чтобы избежать удара зеркалом кабины водителя и падения на пути по неосторожности или в результате чьих-то преднамеренных действий;
​ безопаснее ездить в последних вагонах поезда. Как показывает практика, с рельс чаще сходит передняя часть состава; ее же выбирают и террористы для взрывов.
При падении с платформы на пути:
​ не пытайтесь вылезти обратно на платформу самостоятельно – под ней проходит контактный рельс, который находится под напряжением 825 вольт (мгновенная смерть при касании гарантирована);
​ если получили травму, или видите приближающийся поезд и не успеваете уйти – ложитесь между рельсами, головой к поезду (чтобы от воздушной волны не задиралась одежда), закрыв уши руками и открыв рот. Глубина лотка рассчитана на то, чтобы ходовая часть вагонов не коснулась лежащего человека;
​ не сомневайтесь – за вами придут сотрудники метрополитена и помогут выбраться через специальные лесенки, которые расположены в конце или начале платформы;
​ если стали свидетелем падения человека на пути – сообщите дежурному по станции, и он поможет. Подсказывайте как себя вести, если человек на путях испуган и не предпринимает мер для своего спасения.
В случае если поезд сошел с рельс:
​ выход из вагона осуществлять только после команды машиниста (если он в силах разговаривать) или других сотрудников метро, с которыми можно попробовать связаться по обычному телефону, позвонив по номеру экстренных служб 112;
​ чтобы открыть двери, нужно повернуть рычаг «выключение дверей» в вагоне и затем просто раздвинуть их руками, они легко поддадутся;
​ открывать следует исключительно вторую и третьи (только возле них есть поручни и лесенки для спуска) двери вагона справа по ходу поезда (чтобы не выйти на контактный рельс);
​ нельзя прыгать из открытых дверей в тоннель – рискуете напороться на кронштейны, которыми усеяны стены подземного хода;
​ двигаясь по тоннелю, не касайтесь контактного рельса, даже если электричество на него больше не подается – в металле может сохраняться остаточное напряжение. По той же причине, идя мимо остановившегося поезда, не касайтесь торчащих из-под него токоприемников (темных металлических скоб). Не наступайте в тоннеле на рельсы, особенно на стрелки. Лучше всего идти по шпалам или по «банкетке» - небольшому бетонному выступу вдоль правой стены;
​ уходить от места аварии необходимо в сторону ближайшей станции (если не поступает других распоряжений);
​ при задымлении в тоннеле, независимо от расположения ближайшей станции уходите в сторону, противоположную той, куда идет дым. Однако помните, узнав о пожаре и задымлении, экстренные службы метрополитена могут включить вентиляцию, которая будет высасывать дым. Если вы действуете самостоятельно, не дожидаясь команд от машиниста или диспетчера, вы рискуете убежать как раз в ту сторону, куда направят дым.
Территориальный отдел (по Калининскому району
Санкт-Петербурга) УГЗ ГУ МЧС России
по г.Санкт-Петербургу
СПб ГКУ «Пожарно-спасательный отряд противопожарной
службы СПБ по Калининскому району Санкт-Петербурга»