Написать письмо главе МО

Память сердца

Постановка иностранного гражданина на миграционный учет. Добрая услуга или уголовное преступление?

> Взаимодействие > Прокуратура Калининского района > Постановка иностранного гражданина на миграционный учет. Добрая услуга или уголовное преступление?

Приток трудовых мигрантов из стран СНГ в Санкт-Петербург увеличивается с каждым годом. В свою очередь, государство уделяет всё больше внимания регулированию правоотношений, связанных с миграцией, усилению контроля миграционных потоков, ужесточению ответственности за нарушения миграционного законодательства.
Чтобы заработать в России и прокормить свою семью гастарбайтеру приходится пройти через бюрократические тернии, регулирующие международные миграционные потоки. При этом в своей стране ему необходимо получить только загранпаспорт, основные правовые трудности возникают у иностранца на территории России. Чтобы получить возможность зарабатывать иностранный гражданин должен получить полис обязательного медицинского страхования, стать на миграционный учет и оформить документы, разрешающие трудовую деятельность.
Получение полиса особых проблем не вызывает, достаточно заплатить, но с миграционным учетом дело обстоит гораздо сложнее: согласно действующему законодательству уведомление о прибытии иностранного гражданина к месту пребывания в течение 7 дней должно быть направлено в органы миграционного контроля принимающей стороной, в противном случае по истечении установленного срока мигрант становится нелегалом. Принимающей стороной может являться администрация гостиницы, работодатель или физическое лицо. Чаще всего иностранные граждане до трудоустройства ставятся на учет именно физическими лицами. Вместе с тем, далеко не каждый иностранный гражданин имеет родственников, друзей, знакомых или просто ответственных арендодателей жилых помещений, готовых поставить его на миграционный учет по своему адресу, поэтому иностранцы ищут предприимчивых граждан или организации, которые за вознаграждение помогут им легализовать свое пребывание в стране путем направления уведомления о ложном месте пребывания иностранного гражданина. А спрос, как известно, рождает предложение. По сведениям УФМС России по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области только в Калининском районе г.Санкт-Петербурга за 10 месяцев 2013 года на миграционный учёт поставлено 35347 иностранных граждан, около половины из них поставлены на учет на основании почтовых уведомлений. О том, сколько мигрантов поставленных на учет посредством почтового уведомления, действительно проживают у своих российских друзей, знакомых, арендодателей, можно только догадываться, но, скорее всего, совсем не много.
Высокая общественная опасность описанного противоправного деяния обусловлена, в первую очередь, тем, что, при постановке на миграционный учет по ложному месту пребывания, иностранный гражданин, бесследно растворяясь в стране, становится абсолютно бесконтрольным и практически неуловимым.
С целью противодействия представлению при осуществлении миграционного учета заведомо ложных сведений об иностранном гражданине или о лице без гражданства либо подложных документов принимающей стороной, за данное деяние частью 2 статьи 19.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей, на должностных лиц - от тридцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей. За 10 месяцев 2013 года отделом федеральной миграционной службы России в Калининском районе г.Санкт-Петербурга к административной ответственности по данной статье привлечено 8 нарушителей.
Однако, зачастую, ложная постановка на миграционный учет осуществляется в массовом порядке. В этом случае в действиях нарушителя усматривается состав преступления, предусмотренного статьей 322.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Организация незаконной миграции». Санкция данной статьи предусматривает в лучшем случае штраф до трехсот тысяч рублей, в худшем - лишение свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
Казалось бы, достаточно серьезный риск за сомнительный доход в размере 300-500 рублей за постановку на учет одного гастербайтера. С учетом того, принимающая сторона добровольно направляет в государственные органы подробную информацию о себе, своем месте жительства, подсчитать какое количество иностранных граждан поставлено на миграционный учет по конкретному адресу тоже не составляет труда, то есть расследование данного преступления является достаточно простым. Не смотря на это, только в Калининском районе города за истекший период года возбуждено 13 уголовных дел в отношении особо предприимчивых граждан России, готовых за незначительную благодарность осуществлять массовую постановку на миграционный учет.
Не обошел стороной этот соблазн и сотрудников государственных организаций. Так, в июне 2013 года УМВД России по Калининскому району Санкт-Петербурга возбуждено уголовное дело в отношении сотрудницы почты, которая попросила одну из клиенток подписать несколько уведомлений о постановке на учет иностранного гражданина, после чего вписывала в свободные графы данные обращающихся к ней иностранных граждан, получая за это скромное вознаграждение. Таким образом, данной сотрудницей организовано незаконное пребывание на территории страны не менее 8 иностранных граждан. После выявления данного преступления правоохранительными и контролирующими органами уделяется особое внимание деятельности сотрудников почтовых отделений.