Написать письмо главе МО

Память сердца

Дорожная клиническая больница

> Пискаревка > Исторические прогулки по Пискаревке > Дорожная клиническая больница

 

Строительство железных дорог в девятнадцатом столетии стало переломным в истории путей сообщения – именно в этот период началось их активное развитие. Санкт-Петербург, будучи столицей Российского государства, стал важным железнодорожным центром. К этому времени можно отнести и возникновение ведомственной медицины. В 1897 году в Санкт-Петербурге открылся первый совещательный съезд железнодорожных врачей России, на котором и обсудили тему строительства больницы для служащих Северо-Западного транспортного узла. Из-за некоторых материальных затруднений решение этого вопроса было отложено вплоть до 1910 года. Первым главным врачом стал действительный статский советник Н.Ващенко, который до назначения на эту должность служил старшим врачом Врачебно-санитарной службы Управления Северо-Западных железных дорог. Он блестяще справился с порученным ему делом по устройству новой больницы в Петербурге.

Ващенко написал рапорт министру путей сообщения господину Рухлову, в котором обосновал причины создания данного медицинского учреждения. Основная из них: к началу XX века в Петербурге уже работали 18 тысяч железнодорожников (плюс 36 тысяч их семей), то есть 54 тысячи человек нуждались в стационарном лечении. Их приходилось помещать главным образом в петербургские городские больницы, которые из-за недостатка коек, предназначенных для городского населения, платящего больничный сбор, принимали железнодорожников неохотно. В данном рапорте особое место также отводилось вопросам, как финансировать и где строить больницу. На этом документе, датируемом 16 февраля 1910 года, имеется резолюция господина министра путей сообщения: "Постройка больницы совершенно неотложна. Внести это дело в комитет по предварительному обсуждению в техническом совещании с участием представителя врачебно-санитарной части и доктора Ващенко. Необходимую на начало строительства сумму внести в смету на 1911 год". В силу определенных причин возведение больницы было отложено на три года. За это время комиссией по ее строительству во главе с Н. Ващенко была проделана огромная работа. Много времени ушло на поиски места постройки. Первоначально больницу планировалось построить на набережной Обводного канала, где находился так называемый Витебский железнодорожный городок, в котором проживала основная масса работников транспорта. Но в связи с тем, что на данной территории протекала река Таракановка, а также из-за близкого соседства с фабрикой резиновых изделий, отравляющей атмосферу района, было принято решение о переносе строительства в другое место, отвечающее санитарным требованиям. Была выбрана замечательная территория в районе Полюстрово. Свежий загородный воздух, отсутствие заводов, большой лесной массив, а также уже существующая станция Пискаревка - те положительные моменты, которые приводил Ващенко, отстаивая на комиссии этот вариант. Но данная местность принадлежала помещице Серебряковой. Строптивую барыню с трудом удалось уговорить продать землю. Только после того, как ей была предложена значительная сумма (120 тысяч рублей серебром), она дала согласие на продажу своей усадьбы. Сразу же господин Ващенко заключил договор о строительстве с подрядчиком Берковским, который, по невыясненным причинам, к работе не приступал в течение нескольких месяцев. Когда соглашение с ним расторгли, за строительство больницы взялось Русское акционерное общество гранитных, мраморных и строительных работ под руководством инженеров Макарова и Бурцева. Первым архитектором учреждения стал Герман Теофилович Рудцкий, грамотный и энергичный специалист в области градостроения. Он принял решение возводить больницу в стиле русского классицизма, учитывая особенности местности. К концу лета 1913 года завершилась подготовка к началу строительства. Первыми постройками должны были стать главный корпус на 120 коек (60 коек для хирургических больных и 60 - для терапевтических), а также три барака для инфекционных больных на 50 коек. Одновременно предусматривалось строительство кухни, ледника и часовни-покойницкой. 9 сентября 1913 года состоялась торжественная закладка больницы. Данное событие не осталось незамеченным в городе. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" за 10 сентября 1913 года появились фотография и заметка о том, что недалеко от станции Пискаревка заложена новая больница. Закладка ее была освящена православной церковью. Было также отмечено большое количество высокопоставленных особ, среди которых выделялся товарищ министра путей сообщения профессор Щукин. Больница строилась очень быстро. Уже 30 ноября 1914 года репортеры той же газете написали, что она в основном закончена. И действительно, к этому моменту были выстроены главное здание - дом главного врача, пищеблок, прачечная, погреб, часовня-покойницкая и три одноэтажных инфекционных барака, где впервые был применен метод групповой и одиночной изоляции больных в боксах Мельцера. Павильоны лечебного блока представляли собой два ряда одинаковых по архитектуре зданий, располагались между зелеными зонами и были ориентированными с севера на юг. При этом длинная ось зданий проходила в направлении наиболее холодных северных и северо-восточных ветров. Расстояние между павильонами (31.5м) обеспечивало достаточную естественную освещенность помещений. Но самым крупным сооружением больницы имени Петра Великого стала центральная станция, которая должна была служить для отопления, вентиляции, освещения и снабжения горячей водой всех зданий больницы. Это была одна из первых теплоэлектростанций в России (мощность - около 1 тыс. лошадиных сил, 750 кВт).

Мы продолжаем перелистывать страницы вековой истории одного из старейших медицинских учреждений Петербурга – Узловой больницы Северо-Западных железных дорог – Дорожной клинической больницы.

К концу лета 1913 года завершилась подготовка к началу строительства. Первыми постройками должны были стать главный корпус на 120 коек (60 для хирургических больных и 60 для терапевтических), три барака для инфекционных больных на 50 коек, а также кухня, ледник и часовня святой равноапостольной княгини Ольги.

9 сентября 1913 года состоялась торжественная закладка больницы. Данное событие не осталось незамеченным в городе. В газете "Санкт-Петербургские ведомости" за 10 сентября 1913 года появились фотография и заметка о том, что недалеко от станции Пискаревка заложена новая больница. Ее закладка была освящена православной церковью. На церемонии присутствовали высокопоставленные особы, среди которых выделялся товарищ министра путей сообщения профессор Щукин. Больница строилась очень быстро. Уже 30 ноября 1914 года репортеры той же газеты написали, что она в основном закончена. И действительно, к этому моменту были выстроены главное здание - дом главного врача, пищеблок, прачечная, погреб, церковь-прозекторская и три одноэтажных инфекционных барака, где впервые был применен метод групповой и одиночной изоляции больных в боксах Мельцера.

Часовня представляла собой небольшое здание с молельным залом и перекрытым куполом, а также покойницкой и секционной, имеющими скатные кровли. Чин освящения (1916г.) совершил епископ  Гдовский  Вениамин в присутствии великой  княгини  Ксении Александровны.

Мы уже упоминали о том, что больница строилась для нужд железнодорожных служащих Северо-Западного узла и их семей, однако Первая мировая война, начавшаяся 1 августа 1914 года, внесла коррективы в первоначальный замысел - она временно становится лазаретом Красного Креста для раненых солдат. Десятого декабря того же года (по старому стилю) в лазарет поступил первый пострадавший. С целью скорейшей доставки солдат с поля боя санитарным поездом для оказания им экстренной хирургической помощи к больнице проложили железнодорожную ветку от станции Пискаревка.

Опеку над Пискаревским лазаретом, как его чаще всего называли, взяли на себя члены царской семьи Романовых, и прежде всего императрица Александра Фёдоровна.

Одновременно с возведением больницы на данной территории было решено построить так называемый инвалидный дом им. Александра II, предназначенный для реабилитационных мероприятий. Он имел и другое название - Цандеровский институт, по имени шведского ученого Цандера, разработавшему систему механотерапии. На первом этаже размещался огромный зал, в котором находились первые механотерапевтические установки, способствовавшие лечению всевозможных травм и повреждений. Там же находилась водная лечебница, на втором этаже - ингаляторий и три палаты для больных. Позднее, примерно в 1925 году, Цандеровский институт был соединен одноэтажным коридором с главным корпусом, в котором была размещена физиотерапевтическая служба больницы. На протяжении двух лет здесь оказывалась хирургическая помощь раненым. В этот период в больнице работали замечательные врачи Н. Ващенко, И. Михневич, Н. Шиллер и другие. 3 февраля 1916 года хирург Михневич сделал первую "мирную" операцию пациенту-железнодорожнику. В 1916 году руководство больницы приступило к реализации планов по благоустройству территории. Был возведен каменный забор вдоль Николаевского проспекта (так до революции назывался проспект Мечникова – прим. ред.), в парке выставлены скамейки, высажены новые деревья и кустарники, установлен фонтан. В том же году в больнице происходит важное событие - на втором этаже главного корпуса открывается домовая церковь равноапостольной княгини Ольги (здание самой часовни использовалось в то время под лазарет). В центре располагался прекрасный иконостас, имелась вся необходимая утварь, которая поступила сюда из церкви железнодорожного училища, эвакуированного со станций Малкино и Ландварово. К сожалению, она была утрачена в 1917 году, когда вышел приказ о ликвидации домовых церквей.

С приходом к власти Народного комиссариата здравоохранения резко изменилась обстановка в больнице. Главный врач Н. Ващенко был вынужден покинуть свой пост. Больница начала постепенно разрушаться. В самом конце 1918 года главным врачом был назначен Н. Петров, который, прежде всего, стремился навести элементарный порядок в стенах учреждения. В 1922 году он уходит на кафедру хирургии во вновь открывшийся медицинский институт. Его пост занимает очень энергичный врач В. Маршевский. Именно при нем в больнице открываются два новых отделения: неврологическое и глазное. Следует отметить, что в этот период заведующим хирургическим отделением, а позднее консультантом был всемирно известный профессор В. Оппель.

В 1925 году инфекционное отделение было переведено на станцию Саблино. В одном из бараков доктор Ермолаев открыл отделение детского костного туберкулеза, где консультировал вплоть до 1941 года профессор Г. Турнер. При докторе Маршевском в больнице начало развиваться подсобное хозяйство, просуществовавшее до 1957 года. Для больницы это имело колоссальное значение. Во-первых, продуктами - мясом кур и свиней, молоком, овощами - кормили больных железнодорожников. Во-вторых, выращенными цветами и овощами торговали, а деньги, вырученные от продажи своей продукции, шли на благоустройство отделений. Так, в 1935 году на выездной выставке ВДНХ овощи дорожной больницы завоевали золотую медаль. В качестве награды учреждение получило первый электрокардиограф и автомобиль, позже переделанный в автобус.

В тот же период на территории были построены детские ясли для сотрудников больницы. В 1937 году главного врача В. Маршевского арестовали и сослали в один из многочисленных лагерей, где он скончался. С 1937 по 1941 гг. главным врачом был Н. Верткин, которому вновь пришлось разворачивать госпиталь для раненых. В период русско-финской войны больница снова принимала и оперировала воинов. Во время Второй мировой здесь не было госпиталя, так как больница, как и вся Октябрьская дорога, находилась на военном положении. Функции главного врача в военный период выполняла доктор П. Дроздова, окончившая в 1928 году Военно-медицинскую академию. На фронт ушло большое количество врачей и медицинских сестер. Оставшийся персонал вместе с городом пережил все ужасы блокады. Не работали отопление, канализация и водопровод. Основными болезнями стали дизентерия и дистрофия. Но и в этот сложный период больница не переставала оказывать посильную медицинскую помощь всем нуждающимся. В 1945 году главным врачом был назначен В. Голубов. Благодаря его незаурядным организаторским способностям больница быстро восстановилась и уже в самом начале 50-х годов работала в полном объеме и с хорошими результатами. На ее базе в этот период открывается новое детское отделение, ставшее позднее детским неврологическим отделением, которое многие годы возглавляла заслуженный врач РФ Г.Самсонова. С 1957 по 1972 год больницу возглавляла врач-хирург Вера Афанасьевна Покровская, главной заслугой которой стало строительство и открытие нового терапевтического корпуса в 1964 году. Появились специализированные отделения, в том числе нейрохирургия, урология и реанимация. Ей в полной мере удалось создать тот замечательный коллектив врачей и медсестер, который не только не утратил традиции служения Гиппократу, но и приумножил их. В течение двух лет главным врачом больницы был Н. Иока, которого сменил А. Панюшкин, отдавший ей более 30 лет и продолжающий работать консультантом отделения нейрохирургии. Главной задачей, стоящей перед Александром Ивановичем, было создание учреждения, которое бы отвечало всем современным требованиям. С этой целью, а также для улучшения условий пребывания больных в стационаре, началось строительство нового семиэтажного хирургического корпуса, который вступил в строй в 1980 году. А в 1985-м открыл свои двери новый семиэтажный терапевтический корпус, в котором было создано отделение - гематологии, единственное на всей Октябрьской железной дороге. На втором этаже терапевтического корпуса разместились новые диагностические отделения: к отделению функциональной диагностики прибавились эндоскопическое отделение и УЗИ. Позднее ИМРТ, барокамера, радиоизотопная лаборатория дополнили необходимый комплекс современного медицинского учреждения. С вводом нового четырехэтажного корпуса улучшились условия работы и сотрудников аптеки, клинической лаборатории, а также хозяйственной службы.

Дорожная клиническая больница на протяжении многих лет является базой для научных учреждений Санкт-Петербурга. С самого начала своего существования поддерживала связь с Военно-медицинской академией им. Кирова. На базе по сей день проходят практику студенты и аспиранты Академии им. Мечникова и многих других ведущих институтов города.

Благодарим за помощь в подготовке материала сотрудников ЦБС Калининского района и лично А. Татарину, заведующую библиотекой больницы